О проекте
Изменение общественного строя и идеологии в стране привели к снижению престижности общественной экологической работы, но в условиях слабости государственного экологического контроля общественность вынуждена сама защищать свои интересы и права на благоприятную окружающую среду.
Растет активность людей, стремящихся предотвратить экологические правонарушения, в результате которых наносится ущерб как окружающей среде, так и материальным интересам конкретных граждан.
А потому ситуация требует несколько развеять миф о бесполезности (неэффективности) использования правовых методов защиты экологических прав граждан и их интересов в сфере охраны окружающей среды (ООС).
Одним из инструментов предупреждения таких нарушений является общественный экологический контроль (ОЭК), право на который имеют граждане и общественные организации.
Безусловно, в процессе осуществления ОЭК требуются настойчивость, знания и профессиональный уровень, умение организовать процесс и управлять им, добиваясь конкретных результатов. Опыт общественных контролеров из регионов России показывает, что даже в современных политических условиях и при минимуме правообеспечения вполне можно и нужно отстаивать свои права на общественный контроль и использовать его результаты на благо населения.
Плюсы индивидуального или группового общественного экологического контроля: широкий спектр и свобода выбора способов и методов (не нарушающих законы) такого контроля, полная независимость общественных контролеров от государства и природопользователей, возможность апелляции к любым инстанциям, поддержка населения и средств массовой информации. Гражданин или общественная организация не являются частью государственной «машины», не связаны должностными инструкциями и могут поднять практически любую природоохранную проблему и поинтересоваться соблюдением требований законодательства в области окружающей среды на любом объекте (за исключением объектов с ограниченным доступом).
Как ни парадоксально сегодня звучит, но престиж охраны природы, профессии эколога, неизбежно будет возрождаться через положительные для природы и населения результаты общественного экологического контроля.
Мы можем сделать это сами, используя наше право на оказание государственным органам помощи и право на участие в управлении делами государства. Это один из реальных путей построения гражданского общества и правового государства, и у общественности России нет другой возможности приблизиться к достижению высокого уровня безопасности жизнедеятельности.
РОО «Общественный экологический контроль» наряду с другими общественными объединениями осуществляет контроль за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства. Нами проводится работа по подготовке методических материалов по осуществлению общественного экологического контроля. Проводится координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, форумы, научные конференции, при подготовке которых учитывались предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан.
Мы с удовлетворением отмечаем, что в 2010 году проблемы экологического контроля нашли отражение в решениях, принятых Президентом России и Правительством Российской Федерации, а именно:
- переход на международные стандарты качества управления отходами ЛПУ;
- гармонизация российских нормативных актов с международными стандартами;
- выделение экологической проблематики в обращении с отходами ЛПУ в особый статус в системе общегосударственных приоритетов, как наиболее опасной части отходов;
- развитие малого и среднего предпринимательства в сфере обращения с отходами ЛПУ;
- повышение уровня экологической культуры сотрудников профильных организаций, активное вовлечение гражданского общества в формирование и реализацию экологической политики в сфере обращения с отходами ЛПУ.