Экологический контроль
Общественный экологический контроль и мониторинг
История вступления общественных активистов в должность инспекторов по охране природы началась еще в советские времена, в те годы роль общественности в качестве независимой контролирующей структуры была весьма сомнительна. Дружинники действовали под прикрытием легальных природозащитных ВООП, добровольных обществ охотников, рыболовов, а также других официальных организаций, и, прежде всего комсомола. В этот период движение не имело непосредственных отношений с органами государственной власти, хотя, как тогда говорилось, «дружины выполняют ту работу, которую не успевает делать государство».
За последние десятилетия ситуация кардинально изменилась и сегодня общественное экологическое движение имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.
Вот какое определение дается экологическому контролю в «Толковом словаре по охране природы»: Контроль экологический — деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль
Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции НКО.
Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность — следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т. д.
Общественный экологический мониторинг
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменениями погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций.
Идея использования нового термина «мониторинг» в природоохранной практике впервые была озвучена в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды, который стал альтернативой термину «контроль».
Из латинского слова Monita — означающее напоминание, увещевание, предсказание, предупреждение, было образовано английское слово monitoring, которое переводится как «слежение»
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) — понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
Исходя из приведенных определений, можно выделить три основные направления деятельности системы мониторинга (см. блок-схему системы мониторинга):
- наблюдение за факторами воздействия и состояния среды;
- оценку фактического состояния среды;
- прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Основная цель, которую ставит перед собой общественный экологический мониторинг — повышение доступности экологической информации для общественности.
Мониторинг источников воздействия | Источники воздействия |
---|---|
Мониторинг факторов воздействия | Факторы воздействия:
|
Мониторинг состояния биосферы | Природные среды
Атмосфера Океан Поверхность суши с реками и озерами, подземные воды Биота Геофизический мониторинг Биологический мониторинг |
Общественный экологический мониторинг может выполнять следующие функции:
- Повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
- Мониторинг объектов, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
- Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены.
- Участие в экологическом образовании и просвещении.