Первая международная научно-практическая конференция «Рециклинг: проблемы и перспективы — 2011»

12-14 апреля 2011 года в Москве, в «Президент—Отеле» состоялась Первая международная научно-практическая конференция «Рециклинг: проблемы и перспективы — 2011»

Организаторы конференции:

Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Высший экологический совет,

ФГУП Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Министерства регионального развития Российской Федерации,

НАПО — Национальная ассоциация предприятий по переработке отходов,

ЭМАССерт — «Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация».

В числе участников Конференции:

  • Представители законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, профильных ведомств госучреждений,
  • Представители муниципальных организаций,
  • Специалисты в области управления отходами, охраны окружающей среды, консультанты, эксперты, юристы, специалисты банковской сферы, экоаудиторы,
  • Представители частных организаций, торговых фирм, некоммерческих, производственных, проектных и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений.

Участники Конференции обсудили следующие темы:

  • анализ современного состояния системы управления отходами в РФ и выявление ее основных проблем;
  • анализ зарубежного опыта управления отходами и выявление его преимуществ и недостатков по сравнению с Российским опытом;
  • применение проектного финансирования и формирование эффективной модели управления на основе создания государственно-частного партнерства в области обращения с отходами;
  • применение инновационных технологий для сбора, переработки, рециклинга, утилизации и обезвреживания отходов, включая нанотехнологии;
  • разработка перспективных направлений, механизмов и инструментов, совершенствования системы управления отходами в РФ;
  • разработка подходов к формированию модели интегрированной системы управления отходами в соответствии с развитием институтов гражданского общества;
  • обеспечение мер, гарантирующих безопасность среды обитания человека (клиринг);
  • экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, включая создание механизма аккумулирования и целевого расходования средств на региональном и местном уровне;
  • создание механизмов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и финансирование ликвидации накопленного экологического ущерба с использованием инструментов экологического аудита;
  • установление способов применения методологии наилучших доступных технологий (НДТ) в системе управления отходами на территории РФ.

На Конференции с докладом от Региональной общественной организации «Общественный экологический контроль» выступили А. Г. Ершов, В. Л. Шубников. Публикуем тезисы доклада А. Г. Ершова на Конференции «Рециклинг: проблемы и перспективы — 2011»

Тезисы доклада «Об обращении медицинских, биологических и отходов ветеринарии в Российской Федерации» А. Г. Ершова 12 апреля 2011 года

Актуальность и социальная многоплановость проблемы обращения медицинских, биологических и ветеринарных отходов (далее — МБВО) в Российской Федерации не вызывает сомнения.

МБВО, в первую очередь, опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы, а также могут быть загрязнены токсичными (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты, дезсредства) и радиоактивными веществами.

При этом, МБВО не могут быть отнесены в полной мере к отходам производства и потребления, так как обращение с ними идет на принципиально другой основе. Более того, требования к отходам производства и потребления: минимизация отходов и рециклинг, по отношению к медицинским отходам, в частности, могут негативно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.

Кроме того, интенсивное развитие отечественной фармацевтической промышленности сопряжено с проблемой образования отходов I-IV классов опасности, из которых значительная часть не может быть размещена на полигонах твердых бытовых отходов.

Параллельно с ростом отечественного производства фармпрепаратов многократно увеличивается и объем фальсифицированных лекарственных средств. Однако вопросы комплексного подхода к проблеме обращения непригодных для медицинского использования лекарственных средств, в том числе их уничтожения до сих пор остаются нерешенными.

В последние годы актуальной стала проблема сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп предприятий, учреждений и особенно у населения. Ртутьсодержащие энергосберегающие лампы (ЭСЛ) представляют особую опасность с позиций локального загрязнения среды обитания токсичной ртутью.

По расчетным данным в России ежегодно образуется от 0,6 до 1,0 млн т медицинских и биологических отходов (за исключением радиоактивных). Фактические данные по образованию этой категории отходов получить невозможно, поскольку статистический учет по данным видам отходов в Российской Федерации не ведется.

Кроме того, имеются различные терминологические несоответствия в правовой нормативной базе, затрудняющие разработку законодательных актов в сфере обращения МБВО.

В РФ до сих пор не разработана долгосрочная политика обращения с медицинскими и биологическими отходами; отсутствует система государственной поддержки научно-прикладных исследований; не решаются задачи формирования нормативно-правового, финансового и технического базиса; требует совершенства и профессиональная подготовка квалифицированных кадров.

Зарубежный опыт обращения с медицинскими и биологическими отходами слабо изучается как органами исполнительной Российской Федерации, так и субъектами малого и среднего предпринимательства. В то время как за рубежом проводятся активные разработки методов безопасного обезвреживания МБВО; при этом особое внимание уделяется решению вопросов безопасного сбора, временного хранения в местах первичного образования и транспортирования отходов к местам обезвреживания.

Отсутствие эффективной системы обращения с МБВО ставит Россию в ранг неблагополучных стран в сфере рационального и безопасного управления данными отходами.

Все выше перечисленные проблемы могут быть решены только при одном условии — разработке системы государственных правовых нормативных актов с учетом зарубежного опыта, в которых найдет отражение морфологический состав, классы опасности, система обращения и управления МБВО.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МБВО

При создании системы государственного управления медицинскими и биологическими отходами следует учитывать принципы, определенные международными предписаниями, соглашениями и другими международными нормативными документами, такими как Базельская Конвенция, подписанная более чем 100 странами и ратифицированная Российской Федерацией, Руководство ВОЗ «Безопасное управление отходами деятельности в области здравоохранения» 1999г., Директива 75/442 ЕС. Основные требования данных документов заключаются в следующем:

  • «загрязнитель платит», означает, что все производители отходов, несут юридическую и финансовую ответственность за безопасное и экологически надежное размещение отходов, которые у них образуются.
  • принцип «предосторожности» является ключевым, управляющим охраной здоровья населения и безопасности окружающей среды. Когда величина того или иного риска является неопределенной, следует предполагать, что этот риск является значительным, и соответственно должны предприниматься меры для защиты здоровья и безопасности.
  • принцип «обязанности соблюдать предосторожность» подразумевает, что любое лицо, которое обращается или управляет опасными веществами или соответствующим оборудованием, несет этическую ответственность за наивысшую осторожность в этой задаче.
  • принцип «близости» рекомендует, чтобы переработка и размещение опасных отходов происходили как можно ближе к источнику их образования, для того чтобы минимизировать риск, связанный с их транспортированием.

Систематизация и анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта в указанной сфере, разработка и актуализация терминов и определений рассматривается нами как задача первостепенной важности, решение которой должно повлиять и помочь формированию государственной политики и идеологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с медицинскими отходами и биологическими отходами, хотя наличие в стране системы мер по упорядочению обращения и утилизации опасных отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации, а также эпизоотической и ветеринарно-санитарной безопасности животноводства.

Таким образом, система государственного управления МБВО нуждается в ряде серьезных доработок. В первую очередь необходимо сформировать единый государственный подход к данной системе, установить национальные цели и определить ключевые задачи для достижения этих целей.

Система государственного управления медицинскими и биологическими отходами подразумевает в своей основе не только высоко технологическую базу, основанную на существовании отечественной индустрии, но и существование независимого экспертного сообщества, общественных экологических организаций, объединений, комиссий и т. д.

Комплексный подход к решению острейшей проблемы обращения с медицинскими и биологическими отходами предполагает взаимодействие во многих сферах: юриспруденции, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, экономики, бизнеса.

Основные рекомендации по нашему мнению можно сгруппировать следующим образом:

  1. разработка и внедрение эффективной национальной системы обращения с медицинскими и биологическими отходами, включая гармонизацию внутренних национальных стандартов, нормативов и регламентов с международными правовыми нормами;
  2. разработка перспективных экологически безопасных технологий обезвреживания медицинских и биологических отходов, в т. ч. лекарственных средств, потерявших потребительские свойства, стимулирование их внедрения на государственном уровне;
  3. ужесточение контроля над правоприменительной практикой выполнения природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства. Проведение мониторинга технологий и оборудования, применяемого при обращении с медицинскими и биологическими отходами;
  4. создание единой многоуровневой системы (школа — ССУЗ— ВУЗ) профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в сфере обращения с опасными отходами.
  5. Разработка единой для РФ нормативно-технической документации обращения ртутьсодержащими отходами (отдельный национальный стандарт) .

Система государственного управления медицинскими и биологическими отходами подразумевает в своей основе не только высоко технологическую базу, основанную на существовании отечественной индустрии, но и существование независимого экспертного сообщества, общественных экологических организаций, объединений, комиссий и т. д.

Комплексный подход к решению острейшей проблемы обращения с медицинскими и биологическими отходами предполагает взаимодействие во многих сферах: юриспруденции, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, экономики, бизнеса.


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий