Обращение с медотходами: планирование и управление — 2

5

Медицинские отходы: долгосрочная целевая программа

«Сегодня я почувствовал себя неандертальцем. Приехав в Москву к маме, собрал в маминой аптечке все просроченные лекарства (пол мешка) и повез в ближайшую аптеку. Огляделся. Спрашиваю: «Где у вас контейнер для просроченных лекарств? В ответ слышу:

— ЧАВО?

— Извините, я не здешний. Куда мне девать просроченные лекарства?

— ЧАВО? В помойку!

— Как же можно биологически активные вещества выкидывать в помойку? Вы же понимаете, что это бомба замедленного действия?

— ЧАВО?

Посрамленный, я вернулся домой с мешком старых лекарств и не знаю, что с ними делать? Хоть в Польшу увози».

Из письма читателя «ТБО», врача из Варшавы Андрея Горшкова

Неблагоприятная ситуация по утилизации опасных (в том числе медицинских) отходов, сложившаяся в России, ставящая под угрозу экологическую безопасность государства, усугубляется отсутствием экономически эффективных нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с этими отходами. Начиная с «ТБО» № 10, 2013 г., мы публикуем цикл статей, посвященных экологическим аспектам обращения с опасными (в том числе медицинскими) отходами. Цель публикации — помочь заинтересованным структурам эффективно и грамотно организовать работу с данными отходами на федеральном уровне, создать наиболее оптимальную бизнесмодель управления потоками этих отходов. В очередной статье цикла (окончании ее первой части) рассказывается о стратегии реализации современных методов и НДТ, распределении ответственности участников, а также об эффективном и рациональном использовании государственных и частных ресурсов при формировании и реализации долгосрочной целевой программы в сфере обращения с медотходами.

Программа производственного контроля и управления отходами учреждений здравоохранения

Основной подход к планированию и реализации программы

Безопасное управление отходами деятельности в сфере здравоохранения требует формулирования конкретных целей и задач при планировании на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Обезвреживание отходов должно основываться на приоритетах, изложенных в нормативной документации и международных соглашениях, конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией.

Основной принцип, который должен быть заложен в программе производственного контроля и управления отходами учреждений здравоохранения (далее — программе управления отходами) — качественная и эффективная реализация мероприятий этой программы по нарастающей и путь последовательных улучшений внутриучрежденческой системы обращения с отходами. Органы исполнительной власти и руководители учреждений всех уровней управления должны быть полностью осведомлены о результатах экологического и эпидемиологического мониторинга в процессе реализации программ по обращению с отходами для принятия адекватных решений в данной сфере.

Внедрение раздельно сбора отходов в местах их первичного образования в соответствии с классом их опасности и морфологии — первый шаг в реализации программы по управлению отходами. Достаточно часто в учреждениях здравоохранения обращаются с опасными отходами так же, как и с обычными отходами. Совершенствование раздельного сбора и способов безопасного хранения — хорошая отправной точкой для формирования внутриучрежденческой системы обращения с отходами.

Распределение ответственности

Соблюдение эпидемиологической и экологической безопасности — один из основных аспектов эффективного управления отходами в сфере здравоохранения. Оно должно поддерживаться системой постоянного контроля за внутрибольничными инфекциями и профессиональными заболеваниями персонала операторов, осуществляющими свою деятельность с отходами. Обращение с медицинскими отходами необходимо рассматривать как значительную часть общероссийского санитарно-эпидемиологического надзора. В разработках региональной, муниципальной и внутриучрежденческой программ управления отходами должны участвовать и нести свою долю ответственности органы Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора и органы Прокуратуры РФ в части природоохранного надзора. В крупных федеральных и региональных центрах (учреждениях) здравоохранения с большим объемом образования отходов ответственным лицом должен быть заместитель руководителя и (или) главный эпидемиолог учреждения.

В типовой круг (производственной комиссии) ответственных лиц за управление отходами в крупной больнице должны входить такие сотрудники учреждения, как руководитель учреждения (в качестве председателя комиссии), заведующие больничными отделениями, (главный) эпидемиолог, главный фармацевт, радиолог, сестрахозяйка (или старшая медицинская сестра), заместитель по хозяйственной деятельности, инженер учреждения, главный бухгалтер, должностное лицо, ответственное за управление отходами (если есть).

В районных учреждениях здравоохранения с низким уровнем бюджетного финансирования и небольшим объемом образующихся отходов необходим один сотрудник, ответственный за обращением с медотходами.

Руководитель учреждения медицинского профиля своим приказом назначает выше указанных ответственных лиц — членов комиссии по управлению отходами. Должностное лицо, ответственное за управление отходами, несет общую ответственность за разработку программы формирования и реализации внутриучрежденческой системы обращения с отходами и мониторинг за результатами эффективности данной системы.

Оценка объемов образования отходов в соответствии с классом их опасности

Для разработки программы управления отходами группа должностных лиц, ответственных за управление отходами в учреждении, должна оценить объем отходов, производимых в больнице. Должностное лицо, ответственное за управление отходами, должно нести ответственность за координацию такого исследования и за анализ его результатов. Отходы необходимо распределить по классам опасности в соответствии с российской системой классификации, приведенной в нормативно-методических указаниях. Исследование должно определить среднесуточное количество отходов каждого класса опасности и их морфологический состав, образуемый каждым отделением учреждения.

Комиссия по управлению отходами должна уделять особое внимание тестированию устойчивости программы управления ими в периоды их «пикового» образования. В программе управления отходами должны быть учтены возможность эпидемий, ввод новых медицинских процедур, сезонные заболевания (такие как вспышки гриппа) и чрезвычайные ситуации, влияющие на объемы образования отходов, а также возможные периоды затишья или другие обстоятельства, которые могут значительно сократить объемы образуемых отходов, к примеру, уменьшение плановых хирургических операций в летний период. Результаты исследования процесса образования отходов может сформировать основу для типового учета объемов образования отходов в каждом учреждении медицинского профиля в соответствии с его специализацией.

Разработка внутриучрежденческого плана управления отходами

Во время разработки плана управления отходами каждый член комиссии по управлению отходами должен проверить существующие процедуры управления отходами в своей зоне ответственности. После этого необходимо оценить существующие методики на соответствие методическим указаниям и рекомендациям в нормативной базе РФ, а также наилучшим доступным технологиям используемых в данной сфере. На основании анализа объемов образования, морфологического состава отходов и этих рекомендаций, должностное лицо, ответственное за управление отходами, должно подготовить проект документа для обсуждения комиссией по управлению отходами. Этот документ для обсуждения должен включать в себя сведения об изменениях в существующей системе управления отходами и содержать разделы, отражающие:

  • существующее положение (методики управления отходами, занятый персонал и оборудование);
  • количество и морфологию образуемых отходов;
  • возможность минимизации, раздельного сбора отходов, методики обработки их на месте, транспортирования и временного хранения;
  • идентификацию и оценку вариантов утилизации и обезвреживания отходов вне территории, а также учета и документирования, обучения и мониторинга;
  • оценку затрат, относящихся к обращению с отходами, включая капитальные, операционные затраты и затраты на обслуживание;
  • стратегию реализации плана.

Проект плана для обсуждения на заседании комиссии должен быть подготовлен после консультаций со всеми ее членами и подчиненным им персоналом. Для осуществления комплексного подхода к процессу планирования и разработки плана рекомендуется привлечь ответственное лицо местного муниципалитета и ответственное лицо из вышестоящего ведомства, ответственного за обращение с отходами в сфере здравоохранения.

План управления отходами должен основываться на расширенной версии документа для обсуждения и представляться в комиссию по управлению отходами на утверждение. После утверждения его текст должен быть донесен до каждого сотрудника учреждения.

План управления отходами должен включать в себя блок-схемы, демонстрирующие структуру линейного управления и направления взаимодействия между руководством и персоналом, список имен и телефонных номеров ответственного персонала для уведомления в чрезвычайных ситуациях, а также четкий набор действий по реализации плана во всем учреждении здравоохранения.

Отметим следующие позиции плана управления отходами:

1. Место и организация сбора и хранения отходов:

  • план-схема учреждения с указанием расположения мест первичного образования отходов в каждой палате и отделении с привязкой к нему типоразмера одноразовых пакетов и контейнеров для отходов применяемых в данной точке сбора;
  • план-схема расположения центральной контейнерной площадки для временного хранения отходов в 120-литровых оборотных пластиковых контейнерах;
  • план-схема расположения комнаты, оборудованной холодильным оборудованием для временного хранения биологических отходов.

Необходимо указать сведения о типе контейнеров, средствах защиты и методах мытья и дезинфекции тележек для сбора отходов (или иных транспортных средств):

  • схема маршрутов тележек для сбора отходов по территории учреждения с четко обозначенной их индивидуализации.
  • расписание времени сбора отходов для каждого маршрута, класс опасности собираемых отходов, количество палат и отделений, посещаемых за один обход;

2. Технические требования:

  • картинки-схемы, показывающие тип и порядок использования держателя для мешков при сборе отходов в палатах и отделениях учреждения;
  • картинки-схемы, показывающие тип и порядок использования тележки или колесного контейнера для сбора одноразовых пакетов с отходами;
  • картинки-схемы, показывающие тип и порядок использования контейнеров для острых предметов со спецификацией;

3. Требуемые материальные и кадровые ресурсы:

  • оценка количества и стоимости держателей для мешков и тележек для сбора отходов;
  • оценка количества и стоимости контейнеров для острых предметов и других емкостей для сбора отходов, требуемых в течение года, с разбивкой по размерам;
  • оценка количества и стоимости одноразовых пакетов с цветовой кодировкой, используемых в течение года;
  • оценка количества персонала, необходимого для организации ежедневного сбора отходов.

4. Ответственность:

  • определение ответственности, обязанностей и правил поведения и выполняемой функции для каждой категории персонала учреждения, образующих в процессе своей ежедневной деятельности отходы и участвующие в раздельном сборе в местах их первичного образования, во временном хранении и обращении с отходами;
  • определение ответственности младшего медицинского персонала и вспомогательного персонала по сбору и обращению отходов, для каждой палаты и отделения. Если тр е б уют с я специальные методики (например, для радиоактивных отходов или опасных химических отходов), четко определяется этап, на котором младший медицинский или вспомогательный персонал включается в обращение с отходами;

5. Процедуры и методики:

  • картинки-схемы, показывающие порядок и элементы процедуры раздельного сбора отходов в местах из первичного образования;
  • картинки-схемы процедуры раздельного сбора, временного хранения и обращения отходов, требующих специальных операций, таких как обработка в автоклаве;
  • схема процедур мониторинга по классам опасности отходов и их назначение;
  • планы действий персонала в нештатных ситуациях, содержащие инструкции по временному хранению или удалению отходов в случае поломки оборудования для их обработки или во время остановки для запланированного технического обслуживания;
  • планы действий персонала в случае чрезвычайных ситуаций.

6. Обучение:

  • перечисление обучающих курсов и программ, и список персонала, который будет принимать участие в каждой из них.

Реализация внутриучрежденческого плана управления отходами

Реализация плана управления отходами включает в себя три этапа:

  1. Подготовительные мероприятия, разработанные должностным лицом, ответственным за управление отходами в сотрудничестве с комиссией по управлению отходами в учреждении. В приложении к плану необходимо предусмотреть график их реализации.
  2. Планирование перспектив развития учреждения и будущих потребностей системы обращения с отходами.
  3. Увязка процедуры приема на работу или назначения на новую должность с ответственностью за обращение с отходами учреждения.

Комиссия по управлению отходами учреждения должна с установленной периодичностью проверять ход реализации плана управления отходами и инициировать изменения, необходимые для улучшения внутриучрежденческой системы. Проводимые проверки документируются и прилагаются к данному плану. С появлением новых национальных методологических принципов комиссия должна обновлять свою политику и используемые методики. О всех отклонениях от принятой системы обращения с отходами, раздельного сбора, временного хранения, транспортирования или обработки отходов, а так же о несчастных случаях при обращении с отходами, приведшим к травмам, нужно сообщить должностному лицу, ответственному за инфекционный контроль и должностному лицу, ответственному за управление отходами.

Руководитель учреждения готовит ежегодный отчет ответственному лицу вышестоящего ведомства, ответственного за обращение отходов в сфере здравоохранения, с указанием данных об объемах образования, результатах обезвреживания отходов и произведенных затратах.

Результаты первого этапа реализации программы

На первом этапе реализации программы управления медицинскими отходами должны быть достигнуты обязательные минимальные результаты:

  • подробное и исчерпывающее понимание процессов, в результате которых образуются отходы в каждом подразделении учреждения в сфере здравоохранения;
  • понимание на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) социальной значимости решения проблемы обращения с отходами в сфере здравоохранения и соблюдение приоритетов при обращении с ними на национальном и местном уровнях;
  • мобилизация органами исполнительной власти ресурсов для реализации программы обращения с отходами на всех уровнях управления ими и обеспечение совершенствования системы обращения с отходами в сфере здравоохранения;
  • официальное создание в каждом учреждении комиссий по управлению отходами как основной части системы управления реализацией программы по обращению с отходами.

В заключение следует отметить, что в обществе должно быть ясное понимание важности принятия национальной долгосрочной целевой программы управления отходами в сфере здравоохранения для улучшения эпидемиологической и экологической обстановки в стране, расширения методологической, технологической и инвестиционной базы для совершенствования системы обращения с отходами здравоохранения на общенациональном уровне.

Национальная долгосрочная целевая программа (ДЦП) обращения с отходами здравоохранения должна обеспечивать:

  • твердое исполнение обязательств органов исполнительной власти всех уровней, определение и наделение полной ответственностью уполномоченный орган исполнительной власти или общественную организацию федерального уровня, и мульти специализированный научно-экспертный совет за реализацию ДЦП;
  • разработку политики управления отходами в сфере здравоохранения, разработку профессиональных правил и создание программы профессионального обучения для данной сферы;
  • контроль за реализацией национальной программы после ее внедрения и обеспечение выделения бюджетных средств для ее финансирования.

Программа по обращению с отходами здравоохранения на муниципальном уровне должна иметь стандартное наполнение: местоположение и организация мощностей для сбора, транспортирования и обезвреживания отходов; технические (эксплуатационные) требования к оборудованию, используемые в указанных процессах; требуемые материальные и кадровые ресурсы; распределение ответственности; описание процедур и методик мониторинга и обучения ответственных лиц.

В сфере действия программы на муниципальном уровне должны быть включены помимо учреждений здравоохранения муниципального подчинения учреждения федерального подчинения, находящиеся на его территории, а также коммерческий сектор учреждений здравоохранения, частные клиники и практикующие врачи, стоматологи, исследовательские учреждения, дома престарелых, службы скорой помощи, ветеринарные центры, тюремные клиники, похоронные бюро и морги.

Литература

  1. Доклад Специального докладчика по вопросу о неблагоприятных последствиях перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека Калина Георгеску / Генеральная ассамблея ООН. — Июль, 2011. — A/ HRC/18/31.
  2. Памятная записка по национальной стратегии здравоохранения в сфере обращения с отходами. — ВОЗ, Женева, 2000.
  3. Управление медицинскими отходами в первичных медико-санитарных центрах: руководство для принятия решений. — ВОЗ, Женева, 2005.Safe management of wastes from health-care activities / edited by Y. Chartier et al. — 2nd ed.(NLM classification: WA 790)© World Health Organization, 2013.

А. Г. Ершов, член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, эксперт Технического комитета № 349 «Менеджмент отходов» Федерального агентства по метрологии и стандартизации, эксперт Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Мособлдумы.

В. Л. Шубников, к. м. н., генеральный директор ЗАО «Экология обращения отходов», эксперт рабочей группы по разработке модульного ряда автотермических установок типа IMA для обезвреживания медицинских и биологических отходов


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий